С нами работают


Виды экспертиз

Экспертиза шероховатости поверхности дороги

Специалисты компании АНО «Центр Независимых Строительных Экспертиз» выполняют для клиентов экспертизу шероховатости поверхности дороги.

Для того, чтобы автомобильные шины не скользили по поверхности дороги необходимо обеспечить необходимую величину коэффициента сцепления, а значит создать максимальную шероховатость поверхности.

Покрытие дороги называется шероховатым, если на его поверхности создано равномерное чередование выступов частиц и впадинок. Также шероховатость обеспечивается шероховатостью самих частиц или специальными бороздками, созданными на поверхности асфальтного покрытия.

Когда шероховатость на поверхности дороги создается зернами или так называемыми скелетными частицами, то ее называют макрошероховатостью. А шероховатость самих зерен называется микрошероховатостью.

Шероховатость дорожного покрытия измеряется разными методами:

  • ультразвуковым;
  • лазерным;
  • оптическим;
  • контактным;
  • стереофотографическим.

Суть первых трех методов обследования заключается в том, чтобы оценить энергию луча, отраженного от поверхности, которая исследуется. Разница этих методов состоит лишь в том, что в зависимости от используемого при измерении оборудования, оцениваются различные лучи (световые, лазерные или ультразвуковые).

Для стереофотографического метода используется специальный прибор – стереоскоп. Для того, чтобы провести измерение параметров шероховатости этим методом необходимо сделать фотографии покрытия минимум с двух разных точек. Затем эти фотографии обрабатываются стереоскопом, в результате обработки получается объемное изображение и по расстоянию между выступами частиц оценивается параметр шероховатости дорожного покрытия.

При контактном методе также используется специальный прибор – щуп. Поверхность ощупывается при помощи этого прибора, который затем преобразует механические колебания прибора в электрические. Но есть щупы, которым для оценки шероховатости не нужно преобразовывать колебания.

При устройстве шероховатых слоев дорожного покрытия необходимо производить постоянный контроль качества всех производимых работ на каждом этапе. Этот контроль заключается в строгом соблюдении технологии проведения дорожно-строительных работ, серьезной проверке качества применяемых при строительстве дорог материалов, приготовлении смесей с соблюдением всех необходимых норм. А все работы по контролю должны выполняться только по инструкциям, ГОСТам и иной документации.

На уже готовых участках покрытия дорог параметр шероховатости оценивается по коэффициенту сцепления автомобильных шин с мокрой поверхностью дороги, а также по геометрическим параметрам шероховатости асфальта. Параметры качества дорожного покрытия оцениваются и при сдаче готовых дорог в эксплуатацию, а также при проведении ремонтных и восстановительных работ в будущем. Также, на дорогах, находящихся в постоянной эксплуатации один раз в течении трех лет проводится оценка изменения показателя шероховатости и коэффициента сцепления. Эти показатели оцениваются с учетом времени эксплуатации дорожного покрытия и помогают своевременно установить предельный уровень их значения. Так как после достижения этими показателями минимально допустимого значения необходимо срочное применение мер по восстановлению нормального значения параметра шероховатости. Для участков дорог, где зафиксированы частые ДТП контроль показателя шероховатости нужно проводить как можно чаще.

Измерение коэффициента сцепления обычно проводят при помощи специального прибора ПКРС-2У. Это базовый прибор, рекомендованный Всесоюзными корреляционными испытаниями. Также измерение коэффициента сцепления проводят прибором ППК-2, который удобен тем, что он портативный и его шкала получена при совместном испытании с базовым прибором ПКРС-2У. Коэффициент сцепления можно определять и при помощи других приборов, которые имеют устойчивую корреляционную зависимость с тем же базовым прибором ПКРС-2У.

Для оценки размеров выступов и впадин на асфальтном покрытии дорог используется метод под названием «песчаное пятно».

Сцепные качества дорожного полотна необходимо измерять на каждом километре дороги. Проводить такие измерения нужно минимум на трех участках. Измерения проводятся по оси дороги и по левым полосам наката обеих полос движения. Для обеспечения необходимых сцепных качеств покрытия дороги дорожными службами должен проводиться постоянный контроль за значением коэффициента сцепления, а также выполняться мероприятия по содержанию дорог, характер которых зависит от погодных и климатических условий эксплуатации покрытия.

В весенний и летний периоды основным мероприятием по содержанию дорог является их очистка от накопленной грязи и пыли. Основными источниками таких загрязнений являются грунтовые съезды или плохо укрепленные обочины. Наличие загрязнений приводит к снижению коэффициента сцепления. Дорожные работники должны своевременно выявлять подобные места и применять все необходимые меры для устранения причин загрязнений. Очистку дорог проводят при помощи поливочно-моечных машин, оборудованных щетками.

(495) 225-44-52 бесплатная консультация